Сходство и различие рабочих станций Akai Professional

Сходство и различие рабочих станций Akai Professional

Рад приветствовать вас, друзья! Сегодня мы поговорим про актуальную в 2021 году линейку рабочих станций Akai Professional. Это MPC X, MPC Live 2, MPC ONE и Force. Как вы заметили, Force не является частью серии MPC хотя во многом схож с ними.    Это не случайно, но об этих различиях мы поговорим ниже.
   
Начнем с линейки MPC, – Midi Production Center, а затем Music Production Center, –прибор, когда-то придуманный Роджером Линном для Стиви Вандера, чтобы упростить программирование драм-машин и секвенсоров синтезаторов. Немного утрированно, но в целом одна из легенд создания первого MPC и вместе с ним знаменитых 16-ти пэдов, звучит именно так. Идея такого устройства «All in one» захватила умы производителей и 16-ть пэдов скопировали все от Roland до Native Instruments, а секрет в том, что это оказалось максимально удобно, и, как показывает история, актуально по сей день.

Сегодня под аббревиатурой MPC мы видим три стэндэлоун устройства. Собственно, стэндэлоун (Standalone) означает, что девайс автономный, работает самостоятельно без помощи компьютера, хотя может работать и как контроллер, и обладает всем необходимым функционалом для создания аранжировки и доведения ее до релиза.     

Флагманом выступает MPC X и по праву является самой продвинутой рабочей станцией среди доступных на рынке Dawless production (продюсирование без DAW) по части того, что называется The studio centerpiece, то есть центр студийного пространства. Действительно обладает очень широкими коммутационными возможностями: 8 аудиовходов и 8 аудиовыходов (Jack/XLR), 2 MIDI-входа и 4 MIDI-выхода, 8 выходов CV/Gate, 2 USB + 1 USB Type-B, два выхода на наушники с индивидуальной громкостью, фантомное питание для конденсаторных микрофонов и так далее. Иными словами, вам даже микшер не нужен, чтобы работать с целым сетапом внешних синтезаторов и обработок, записывать их, сводить и мастерить треки, делать продукт мирового уровня. 

Из других его вкусностей - он большой, аж в 10 дюймов, сэнсорный экран, с механизмом подъема (то, чего сильно не хватает вообще всем грувбоксам и рабочим станциям с которыми предполагается работать на столе), возможность установить внутрь HDD или SSD любого объема, обилие кнопок, ручек и переключателей, что позволяет управлять прибором вообще не трогая экран и не заглядывая на заднюю панель, а также назначаемые ручки Q-link, которые в целом являются уникальными на рынке, так как имеют индивидуальные экраны и вам никогда не надо угадывать, что за параметр вы крутите, потому как и параметр и значение над ручкой подписаны. Все это максимально ускоряет рабочий процесс, и делает создание треков не рутинным производством посредством тачпада или мышки, а доставляет максимальное удовольствие от тактильного восприятия процесса. Наличие доустанавливаемого внутреннего хранилища позволяет не экономить пространство и хранить все проекты внутри.
   
Следующим в линейке стоит MPC Live 2. Девайс пришел на смену MPC Live и выгодно отличается от предшественника наличием большего количества кнопок, а также профессиональной мониторинговой системой (Soundbar). От остальной линейки Live выделяется своим вытянутым формфактором (удобнее носить в рюкзаке) и наличием на борту аккумулятора. Аккумулятор честный и под нагрузкой легко выдерживает 4-6 часов (в зависимости от использования саундбара). Все перечисленное существенно добавляет сценариев использования устройства. Вы больше не зависите от студии, от розетки, от проводов и даже от наушников. Пляж и пальмы, беседка на даче, рыбалка, парк, кухня с омлетом, поезд, самолет или заднее кресло такси, вы везде можете делать профессиональный звук и делать треки мирового уровня держа все что вам для этого нужно прямо на коленях. В качестве ремарки. Soundbar показал себя вполне достойно при создании аранжировки. Он, конечно, проиграет стационарным 6-10 дюймовым мониторным системам в подготовленном помещении, но именно в процессе создания проекта хорошо звучит и не теряется даже на улице.
   
По коммутации в Live 2 всего более чем достаточно: 1 стереопара - аудиовход (Jack), дублированный RCA, 3 стереопары на выход (Jack), разъем для наушников, 4 стерео CV/Gate разъема, которые умеют работать как с обычными патчами, так и со стереоразветвителями, удваивая количество выходов, 2 MIDI-входа и 2 MIDI-выхода, 2 USB для подключения периферии, слот для SD и USB – B для подключения к компьютеру. Также в Live 2 присутствует слот для подключения HDD или SSD любого объема. Все это делает возможным использование MPC Live 2 и как центра домашней студии, и как вполне себе портативной рабочей станции, с которой можно и в отпуск улететь, и сэт в клубе отыграть.
   
Что касается управления Live 2, то на его лице значительно меньше кнопок для доступа к пунктам Меню, в сравнении с MPC X, и всего 4 назначаемых ручки Q-Link с кнопкой переключения по страницам параметров. В целом для производства музыки и выступлений есть все что нужно, однако, в угоду портативности, взаимодействия с тач экраном предполагается значительно больше, чем на старшем собрате. Зато полноразмерные пэды и экран на их уровне точно добавляют удобства при взаимодействии с девайсом и, конечно, при фингердрамминге.
   
В целом Live 2 – лучшая рабочая станция, если вам не нравится делать музыку исключительно в студии и вы страстно любите прогулки и путешествия. Кроме того, одним из неочевидных, но уникальных сценариев использования MPC Live 2 может быть например сэмплирование винила непосредственно в магазине, просто подключите проигрыватель прямо в Live, встроенный фонокорректор позволит записать музыку максимально качественно и у вас всегда будут новые сэмплы, а любителям саунддизайна понравится функция автосэмплера, позволяющая создать кейгруппы из любого тембра в автоматическом режиме, достаточно просто подключить синтезатор по MIDI и завести его в аудиовход вашего MPC.
   
Ну вот мы и добрались до MPC One, – младшего в линейке и самого доступного по цене (действительно на рынке за эти деньги нет аналогов), но вместе с тем ровно такого же по мощности, как и самый крутой MPC X. Действительно, процессоры и количество оперативной памяти во всей линейке MPC абсолютно одинаковые, софтовая часть тоже (за исключением Ableton control, доступного только у старших собратьев). Иными словами, за треть цены MPC X можно купить его функционал и ни о чем не думать.
   
Конечно, One доступнее других MPC не просто так. Тут и пэды меньше, чем у старших братьев, на SSD внутри всего 4GB без возможности доустановки, всего по одной стереопаре на вход и выход, никаких RCA с фонокорректором, по одному MIDI на вход и выход и даже USB один, не считая Type-B для компьютера, нет ни WiFi, ни Bluetooth. Зато в наличии те же стерео CV/Gate в количестве 4-х штук и есть разъем LAN с помощью которого можно и Splice синхронизировать, и линк ловить, а также слот для SD-карт, который легко решает проблемы с внутренним хранилищем. Сам по себе One достаточно компактный и легкий, а формфактором напоминает старые легендарные MPC, особенно в спец версии Retro Edition. Да и экран над пэдами для многих пользователей является решающим фактором в выборе рабочей станции.
   
В завершении рассказа о MPC стоит упомянуть и о софтовой части, так как именно она вдыхает жизнь в эти машинки. MPC нам конечно предлагает сэмплер. На мой взгляд это самый удобный сэмплер за всю историю этих устройств. На нем можно записывать сэмплы или просто загружать с флэшки в любом из популярных форматов, резать, варпить, переигрывать, наслаивать и делать вообще все, на что хватит фантазии.

Также на борту продвинутый MIDI-секвенсор, выглядящий как привычный по DAW piano roll, с помощью которого можно раздавать секвенции как на внешние, так и на внутренние виртуальные синтезаторы и кейгруппы. На борту три синтезатора с прекрасной отрисовкой интерфейса, позволяющие в волю наиграться в саунддизайн, а также восемь движков драм-синтезатора, включая мультирежим. Кейгруппы же представляют из себя инструменты, основанные на сэмплированных звуках, причем с возможностью создавать свои кейгруппы из загруженных сэмплов или прямо с внешних синтезаторов в режиме autosampler. Есть режим клипов и даже Ableton control (не доступен на MPC One) если захочется использовать MPC как контроллер. Также на борту продвинутый микшер с 4-мя эффектами на канал (в драм программе 4 эффекта на пэд), 4-мя посылами по 4 эффекта и 8-ю сабмиксами (также по 4 эффекта на сабмикс) и более 80 эффектов Akai Professional и Air Music Technology. 
   
Конечно, MPC имеют компьютерную составляющую – MPC Software к которой они умеют подключаться как контроллер. Проекты экспортируются и открываются на компьютере или MPC без проблем. Естественно, с софтом можно использовать любые VST, а сам софт можно использовать в качестве VST для других DAW. Для тех, у кого в отделении от компьютера нет необходимости, MPC Software станет хорошей платформой для создания профессиональной музыки. Вместе с тем если вы предпочитаете Standalone, в компьютере нет никакой необходимости.
Особняком в линейке Akai Professional стоит Force. Первое и самое главное отличие от MPC – Force не подключается к MPC Software, только Ableton. Собственно, и сама архитектура построения трека там как в Ableton – клипы, сцены, запись в аранжировщик. Вместо шестнадцать пэдов, привычные по Ableton Push шестьдесят четыре. Ну, и так далее. 
   
Вместе с тем есть и много сходств. Так в Force все тот же процессор и те же 2GB оперативной памяти, как на MPC. На борту 16Gb SSD с возможностью доустановить SSD или HDD любого объема. Тот же экран 7 дюймов как на Live и One, такие же Q-link с индивидуальными экранами как на MPC X, правда в количестве восьми штук. По софтовой части сама сетка секвенсора, сэмплер, лупер, драм и кейгрупп программы, синтезаторы и эффекты выглядят идентично. Аналогично с MPC с помощью Force можно управлять внешними синтезаторами по MIDI до шестнадцати девайсов на канал через thru box и по USB через концентратор до тридцати двух устройств. 
   
А теперь про различия. Так в Force присутствует матрица клипов. Она дает в разы больше свободы, так как можно безболезненно запускать клипы из разных сцен и создавать на их основе новые сцены одним сочетанием кнопок. Аранжировщик кажется удобнее, чем Song mode на MPC, так как позволяет увидеть трек целиком в привычном для DAW виде, прописывать и редактировать длинные партии, не ограничиваясь размером секвенции. Присутствует дополнительный синтезатор Hype, который обладает множеством движков для синтеза, возможностей для модуляции и выгодно раскрашивает миксы. Серьезно расширена возможность работы с макросами, да и самих макросов больше. Это и восемь ручек q-link с возможностью назначить на них неограниченное количество параметров на каждую (в MPC по одному), и кроссфэйдер, и управление эффектами с помощью пэдов и полностью кастомизируемый XY FX, и Envelope Follower, умеющий работать в режиме LFO, и собственно раздавать это LFO или сайдчейн как на внутренние параметры, так на внешние синты хоть по CV, хоть по USB/MIDI. И, пожалуй, самое главное удобство – режимы пэдов не связаны с режимами экрана, а доступ к лаунчерам сцен возможен в любом режиме. Это дает огромное преимущество при игре вживую.
   
По коммутации в Force: 2 аудиовхода (комбинированные Jack/XLR) c питаниеv для конденсаторных микрофонов, 4 аудиовыхода, MIDI in/out/thru, 4 CV/Gate, пара USB и LAN для синхронизации. На борту имеются Wi-Fi и Bluetooth. Есть отдельный выход на наушники с индивидуальной громкостью и ручкой Cue, - балансом между 1, 2 и 3, 4 выходами для возможности предварительного прослушивания. 
   
В целом программная часть Force выглядит продвинутее MPC, однако у них разнится и назначение. Учитывая почти квадратных формфактор и вес, Force вряд ли назовешь портативным и барабанить по совсем небольшим пэдам не так удобно. Это скорее студийный стационарный зверь, который можно притащить на концерт, чтобы отыграть лайв. Для заведения в него множества синтов потребуется микшер и тут он, конечно, проигрывает MPC X, да и фонокорректора на борту нет. 
   
Все это вместе говорит о том, что каждая рабочая станция Akai Professional имеет свою нишу и свое назначение. Все они предоставляют возможность создавать музыку как совсем не используя компьютер, так и в паре с ним. Все они предлагают уникальный инструментарий, не доступный в других устройствах на рынке. Все они достойны, чтобы оказаться на столе саундпродюсера.
   
Ну а выбор, как всегда, за вами!


Портативность      Живые выступления
Студийная работа  Продакшн    
Коммутация Портрет пользователя 
MPC X Нет Да Да Да, без доп оборудования Большое число устройств Продюсер в студии 
MPC Live 2 Аккумулятор и динамики Да Да    Да Раздельный выход Путешественник 
MPC One Легкий и компактный      Да Да Да Минимум Городской повеса на битах
Force Нет
Да Да Да, для больших проектов Раздельный выход Продюсер в студии, лайв перформер. 


Игорь (Elpako) Гордеев

К списку новостей Следующая новость