Полный цикл продакшна без DAW и при чем здесь Akai Professional
Для современного умудренного опытом музыканта Dawless музыка (музыка, создаваемая без участия компьютера) всегда заканчивается многодорожечной записью в DAW с целью дальнейшего сведения, мастеринга и выпуска финального трека. Если только речь не идет о лайвовых проектах, которые никогда и не планировалось выпускать.
Вместе с тем интерес к Dawless музыке в настоящее время растет лавинообразно, производители по всему миру выпускают новые hardware синтезаторы, сэмплеры, грувбоксы, которые находят себе место в сетапах музыкантов различного уровня. В клубах DJ все чаще пересаживаются с традиционных вертушек и дек на аналоговые сетапы, продолжает расти популярность модульного синтеза. И это все несмотря на заявления авторитетных персон из мира музыки, что VST сегодня и могут больше, и звучат круче, и т.д. и т.п.
И тут, как говорится, каким бы крутым ни был Raum, звание ревербератор года заслуженно забрал Strymon NightSky, который, несмотря на свою дороговизну, смог завоевать сердца «железных» музыкантов по всему миру. И чтобы не говорили любители VST, как бы не крутили пальцем у виска, синтезаторы стоимостью 100-200 тысяч рублей разлетаются как горячие пирожки, а уж более дешевые машинки вообще не залеживаются на стоках.
Но вернемся к теме продакшна. Одна из наиболее общих и часто возникающих проблем для Dawless музыканта - это фиксация результата. И здесь все решают эту проблему по-разному. Кто-то пишет в линию готовый микс из микшера, кто-то закупается многоканальными аудиоинтерфейсами, а кто-то находит системы типа ADAT или древние кассетные портастудии… И вот тут и стоит выпустить на арену современные рабочие станции Akai Professional.
Я говорю про современную линейку MPC и, конечно, про уникальный, не имеющий функциональных аналогов, Force. Но давайте обо всем по порядку.
Современные модели - это совсем не эволюция старых любимых сэмплеров, это принципиально новые устройства. Сегодня MPC - это DAW в коробке с абсолютно сохраненным аутентичным воркфлоу.
Помимо, собственно, сэмплера, и традиционно лучших в мире пэдов, внутри современного MPC три полноценных прекрасно звучащих синтезаторных движка и целых восемь отдельных движков драм синтезатора с мультирежимом и огромным числом настроек на каждый звук. А это уже означает, что вы можете писать современную музыку, вообще не пользуясь сэмплами.
Сводится это все полноценным микшером, причем на драм-программу доступен отдельный микшер пэдов. Пульт предлагает в качестве инструментов 8 сабмиксов (подгрупп) и 4 посыл-возвратные шины. На каждый канал он позволяет навесить до 4 инсерт-эффектов (в случае с пэд-микшером 4 инсерта на пэд), на сабмиксах и посыл-возвратах еще по 4. При этом сабмикс можно также послать на возврат. Итого, для тех, кто переживает что 4-х эффектов ему недостаточно, общее количество эффектов на один звук вырастает до 24.
А что до самих эффектов, то внутри их более 80 штук. Среди них вы найдете и традиционные ревербераторы, дилэи, фэйзеры, хорусы, компрессоры с лимитерами, и такие специфичные, как сайдчейн компрессор, толкбокс и фильтр гейт.
К чему я это все? Фактически современный Akai Professional дает возможность собирать подорожечно, сводить и мастерить треки внутри коробки. Более того, он позволяет делать миксдаун полученного трека прямо на вашу флэшку, а если вам вдруг понадобится отдать проект, скажем, для записи вокала, MPC умеет делать трекаут (мультитрек) в автоматическом режиме, то есть нажал на кнопку и пошел пить чай. Вернулся, на флэшке проект готовый к реализации. Так и не каждая DAW умеет.
На мой взгляд, предложенного инструментария вполне достаточно, чтобы делать современные коммерческие треки.
Но это то, что касается производства музыки в самом MPC, а как же обстоят дела с внешними синтезаторами, спросите вы. И тут стоит пройтись по пунктам.
1. MPC служит отличным секвенсором для внешнего железа. Он может управлять по USB через концентратор пулом до 32 устройств и даже записывать в них автоматизацию. При этом, естественно, с возможностью пошагового редактирования всего сделанного прямо в Piano Roll Grid. Ну и синхронизация как по CV/MIDI, так по Ableton Link по Wifi или Lan.
2. Имеет на борту встроенный аудиоинтерфейс, позволяющий сэмплировать с максимальным разрешением 24/96. Количество аудиотреков в стэндэлоун режиме ограничено 8-ю, однако любой из них всегда можно превратить в сэмпл и запустить с пэда.
3. Максимально удобный в этом отношении MPC X, у которого на борту аж 8 входов.
4. Может работать так же как Real-Time процессор эффектов, путем простого добавления эффектов на аудиотрек.
Таким образом, вы можете записывать длинные партии непосредственно в саму модель или просто загрузить записанные партии в сэмплер, а затем свести их и сделать готовый трек.
Данная линейка моделей ко всему прочему дает нам еще и принципиально разные по сценариям использования устройства, что тоже является большим плюсом. При этом процессор, Ram и операционная система на них идентичная. Разве что в One отсутствует Ableton control.
И тут начинаются главные плюсы. Сколько будет стоить компьютер + аудиоинтерфейс + Daw + плагины? А в случае с MPC One вы все это приобретаете за раз, в компактной легкой коробке, с готовыми сэмплпаками на борту и кучей бесплатных и платных допов после регистрации на сайте.
С MPC Live 2 вам даже не нужна розетка, а имея на борту саундбар с околопрофессиональным звуком, вы фактически получаете не только dawless, но и Wireless центр своего сетапа и полноценную продакшн станцию на добрых 6 часов интенсивной работы.
С MPC X вы получаете полный контроль, и полноценную студию прямо на вашем столе: множество входов и выходов, предусилители для микрофона и инструментов, большой удобный дисплей и 16 ручек с индивидуальными экранами для управления параметрами на лету.
Кажется, что тут точно есть из чего выбрать.
Akai Professional Force - это принципиально иное устройство, во-многом копирующее воркфлоу Ableton, в том числе имеющее режим контроллера для него. Вместе с тем Force - это прежде всего стэндэлоун устройство, умеющее все тоже самое, что MPC, плюс еще немного больше.
Говоря о Force, первое что хочется отметить - это режим аранжировки, он выглядит точно также, как в любой из ваших DAW, за тем лишь исключением, что править в нем материал вам предлагается пальцами. В режиме аранжировки вы можете точно также прописывать сквозные аудиотреки, сквозную автоматизацию любого параметра инструмента или эффекта, включая внешние синтезаторы, и править их вплоть до пошагового режима (подобно параметр-локам), навешивать любые из доступных эффектов и на выходе получить миксдаун трека или слить его в трекаут (мультитрек).
Но довольно технических подробностей.
Опытный читатель спросит меня, зачем все это, ведь компьютер может в разы больше. И будет абсолютно прав в своем суждении.
Однако, во-первых, больше возможностей - не всегда хорошо! Зачем гитаристу баян и саксофон? Зачем пианисту бас-бочка и блок-флейта? Иногда, чтобы стать действительно крутым, надо освоить ограниченное и достаточное количество имеющихся инструментов, вместо того, чтобы обкладываться тысячами возможностей.
Во-вторых, работая с компьютером, бесконечно водя мышкой по экрану и рисуя музыку кирпичиками, ты не становишься пианистом или гитаристом, ты становишься «мышистом». И конечно рано или поздно у такого компьютерного музыканта возникает желание приобрести контроллеры: пэды, клавиши, какой-нибудь Push 2 или MIDI Fighter.
В-третьих, заранее отвечая на ваш вопрос о достаточной скудности ресурсов стэндэлоун коробок, могу сказать, что главное их преимущество - оптимизация софта под железо. То, что в них работает, работает хорошо! И система разумно вас ограничит, если вы попытаетесь ее перегрузить.
Поэтому если вы не пишете саундтреки к полнометражному кино в стиле Ганса Циммера, вам точно будет достаточно ресурсов внутри коробки.
А еще все это - компьютер с DAW, аудиоинтерфейс, мидиконтроллер и даже мониторы, в случае с Live 2, умещаются у вас в рюкзаке, летят с вами на отдых, работают в самолете, в кровати, на шезлонге, в беседке на даче, в лесу или чистом поле.
Это ли не прекрасно?
Вот такой он, мир современного Dawless продакшна.
Очень часто для удобства
многие музыканты используют сразу несколько компьютеров ...
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных (IP-адрес; сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь, с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.